Перейти к содержимому
АбвГдеЁж

Муми-тролли

7 сообщений в этой теме

Серия книг финской шведскоязычной писательницы Туве Янсон, проиллюстрированные ей самой же.

Действие происходит в с виду уютном, добром и тёплом мирке, в котором на самом деле у каждого есть и свои страхи, печали и тревоги. Мирок этот населён многими разными существами, родственными троллям, у каждого из которых свой неповторимый характер.

Серия состоит из девяти книг. Помимо этих книг, есть также несколько "книжек-картинок" и множество комиксов.

 

  1. Маленькие тролли и большое наводнение. Первая книга, повествующая о том, как семейство Муми-троллей поселилось в своей долине, в которой будет происходить действие во всех последующих книгах. Рассказ весьма короткий, и из всех частей у этой - наиболее детский стиль, который в последующих частях будет постепенно убывать, вплоть до мрачных и меланхоличных последних книг. Также здесь на иллюстрациях ещё не окончательный вариант внешности Муми-троллей, который в дальнейшем будет другим - более милым и округлым.
  2. Муми-тролль и комета. Муми-тролль и его друг Снифф узнают о том, что к Земле летит комета, которая может уничтожить её (что, по уверениям философа Ондатра, совершенно неважно, ибо Земля - ничтожная песчинка во Вселенной), и, чтобы разузнать об этом побольше, отправляются в дальний путь в обсерваторию. В этой книге впервые появляются некоторые важные персонажи: одинокий и задумчивый странник Снусмумрик, с которым всегда интересно, и прекрасная фрекен Снорк - подруга Муми-тролля. Книга существует в двух редакциях с несколько различающимся сюжетом. В поздней редакции больше рассматриваются моральные проблемы Сниффа.
  3. Шляпа Волшебника. Однажды весной, проснувшись от зимней спячки, Муми-тролль и его друзья находят загадочную шляпу, которая оказывается волшебной - всё, что оказывается в этой шляпе, претерпевает странные превращения. Книга состоит из нескольких мало связанных эпизодов. Здесь также впервые появляется Морра - существо, наводящее на всех страх, под которым земля замерзает и покрывается инеем. Почему Морра такая страшная - ещё будет выясняться в последующих книгах...
  4. Мемуары Муми-папы. Муми-папа, писавший мемуары в течение предыдущих приключений, наконец дописывает их и зачитывает своей семье. Это книга о его молодости - о том, как он сбегает из унылого приюта и решает во что бы то ни стало стать знаменитым путешественником. Он встречает хорошего и умного друга - изобретателя Фредриксона, а также отцов Сниффа и Снусмумрика, и путешествует с ними. Эту часть можно назвать своеобразным переходом между "детскими" и "взрослыми" книгами о Муми-троллях: Муми-папа много пишет о своих душевных проблемах, что дети просят пропустить и больше писать о приключениях, на что Муми-мама возражает, что это хорошая, интересная часть мемуар. (Последующую книгу - "Опасное лето" - ещё можно скорее отнести к "детским" ("взрослые" моменты там имеются, но не сильно больше, чем в "Комете" и "Шляпе"), а вот в дальнейшем пойдут уже мрачные меланхоличные книги, за исключением некоторых рассказов из "Дитя-невидимки".)
  5. Опасное лето. В Муми-долине и прилегающих долинах вновь происходит наводнение - вода поднимается выше холмов, деревьев, домов. Семейству Муми-троллей приходится переселиться в загадочное плавучее здание (к ним также присоединяются вечно печальная Миса и здравомыслящий Хомса). Им предстоит выяснить, что такое театр... В это время Снусмумрик, любящий свободу, хочет расквитаться со злейшим врагом - сторожем парка, помешанном на порядке и организованности.
  6. Волшебная зима. Муми-тролль внезапно просыпается от зимней спячки. Свою семью же он разбудить не может. Он оказывается один в зиме - в этом незнакомом для него, холодном, страшном и мрачном мире... Хотя, может, ему ещё удастся понять и полюбить зиму?..
  7. Дитя-невидимка. Сборник из девяти коротких рассказов, с разной атмосферой и разной возрастной направленностью (хотя, их можно читать всем возрастам, и каждый возраст посмотрит на каждый рассказ под своим углом). Весенняя песня - Снусмумрик возвращается в долину Мумитроллей и пытается поймать вдохновение для новой песни; Страшная история - о маленьком Хомсе с большой фантазией, способной придумать много страшных вещей, опасность которых взрослые не могут понять; Филифьонка, которая верила в катастрофы - о Филифьонке, которая предчувствовала  надвигающуюся угрозу, и ей нужно было с кем-то поделиться этим чувством; Повесть о последнем в мире драконе - Муми-тролль находит маленького дракончика, но сможет ли приютить его? Хемуль, который любил тишину - о Хемуле, который работал кассиром в парке аттракционов и мечтал поскорее выйти на пенсию; Дитя-невидимка - Туу-Тики приводит к Муми-троллям девочку, которая из-за очень язвительной няни стала совершенно застенчивой, и от этого - невидимой; Тайна хаттифнаттов - Муми-папа в тоске решает отправиться в плаванье вместе с хаттифнаттами - загадочными молчаливыми существами, которые таинственной тенью проплывали на фоне почти всех предыдущих книг; Седрик - Снифф отдаёт своего любимого игрушечного пёсика с глазами-драгоценными камнями, и не может смириться с тем, что отдал его; Ель - на этот раз зимой просыпается всё семейство Муми-троллей, и их поражает, как все суетятся из-за незнакомого им явления - Рождества...
  8. Муми-папа и море. Одна из самых мрачных частей. Даже уютный дом Муми-троллей может надоесть. Муми-папа проявляет инициативу, чтобы все переселились на остров с маяком, который оказывается довольно тоскливым местом. Члены семейства отстраняются друг от друга, у каждого свои печали. Муми-папа пытается понять исследовать море. Муми-мама вспоминает о родном цветущем саде. Муми-тролль видит прекрасных морских лошадей, с которыми хочет подружиться, находит укромную полянку, на которой наслаждается одиночеством, и контактирует с Моррой, и возможно, первый понимает её...
  9. В конце ноября. Последняя книга. В то время, когда семейство Муми-троллей живёт на острове с маяком, к ним решают зайти сразу несколько гостей, чтобы справиться со своими печалями, но они находят лишь пустой холодный дом. Смогут ли они жить в нём с таким же уютом, как жили бы с Муми-троллями, но только без них, и с другими гостями, которые часто неприятны со своими собственными заботами?..

По "Муми-троллям" существует множество экранизаций. Два советских трёхсерийных мультфильма - соответственно по "Муми-троллю и комете" и "Шляпе волшебника", два весьма длинных японских мультсериала, польский кукольный мультсериал, несколько финских мультфильмов, в том числе очень недавних.

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Серию люблю и  уважаю. 

Самый приятный способ  сползти в депрессняк - это прочитать оную от начала до конца (:.

 

К слову, работы Харольд Сонессон хоть и уступают оригиналу, но тоже весьма приятны и читабельны. 

 

P.S  отдельное спасибо за превосходное  оформление темы 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Самый приятный способ  сползти в депрессняк - это прочитать оную от начала до конца (:.

С изречением соглашусь, но зачем в него целенаправленно сползать? Х)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Как в детстве, так и сейчас очень люблю и ценю эти книги. Прочитать довелось, правда, не все - у меня лежит только увесистый томик из четырёх книг (про комету, шляпу волшебника, театр (названа "Опасный канун", а не "лето") и мемуары) от издательства "Дрофа". Очень радуют и сопровождающие рисунки писательницы.

В книгах даётся довольно необычный, увлекательный мир, со своей почти сказочной логикой, но в отдельных моментах неожиданно настолько обнажающий неприглядные стороны нашей реальности, что хочется действительно, как здесь сказали, "сползти в депрессняк". Более того, я в некотором смысле читал серию с середины и немного не в том порядке, поэтому во время чтения меня не покидало ощущение недосказанности, факты неожиданно сваливались мне на голову без предисловий, а персонажи, не говоря ни слова, принимали их как должное. Возможно, это особенность семейства Муми-троллей - принимать всё таким, какое оно есть, а может, это стиль автора, представляющий некоторые вещи с неожиданной точки зрения, которая скрывает от нас часть картины, но в то же время помогает погрузиться в происходящее и продолжать чтение, чтобы узнать, что же дальше.

Читать рекомендую абсолютно всем, особенно любителям хороших и добрых, но в чём-то реалистичных, жизненных историй, а также всем младшему возрасту.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"Муми-тролли" были книгами моего детства, которые я тогда любил читать жарким летом на терраске, что добавляло атмосферы (аналогично я читал серию "Оза" Баума, под которую я любил есть сыр). "Комета" и "Шляпа Волшебника" были тогда в ряду моих книжных фаворитов, а вот "Волшебную зиму" я терпеть не мог. Недавно повторно ознакомился с данной книжной вселенной, но теперь уже со всеми девятью книгами в разных версиях и переводах. И моё взрослое восприятие этой серии оказалось, что не удивительно, совсем другим. Книги тронули до глубины души, но оставили очень тоскливый осадок.
 
Знаете, какой стереотип может остаться о мирке Муми-тролля благодаря воспоминаниям из детства? Может казаться, что Муми-Дален это тёплый край, в котором полно места для интереснейших путешествий и приключений, в которые можно отправиться в любую минуту, как только захочется. Край, в котором у тебя всегда есть уютный дом, где тебя обязательно примут, оставят насовсем и будут ждать из очередных странствий, а то и отправятся вместе с тобой. Край, в объятия которого всегда хочется вернуться. И который не омрачит никакое бедствие, даже если это наводнение, засуха, стаи саранчи, извержение вулкана или падающая комета… Однако читая книжную серию до конца, да ещё и взрослыми глазами, видишь, как много холода в этом мире, и как страшно и неумолимо он нарастает. Ранние книжки тихонько шепчут об этом холоде, но этот шёпот не так хорошо слышен на фоне дружных приключений, в которых хэппи-энд неотвратим. Более поздние говорят отчётливее, но светлые моменты и интересный сюжет покрывают эти холодные ветерки. Поздние же книги словно кричат об этом, а концовки уже не утешают так же, как раньше. Видавшая виды долина, пережившая два наводнения и падение кометы, не пережила страшного холода Морры. Холода, знакомого Морре. Или пережила, но стать прежней уже не смогла. Медленно, но верно, тёплая солнечная долина остыла.
 
Думается мне, что бы там не говорили про Туве Янссон, но в глубине души она была очень несчастной и одинокой, и её книги всё громче и громче кричали от боли, о которой знала только она одна. А может, это просто особенность моего субъективного прочтения и незнание особенностей финской литературной депрессухи. Но уж слишком живое и выразительное это чувство одиночества в книгах.
 
***

Муми-тролль взглянул на куст жасмина - сплошное сплетение голых веток - и с ужасом подумал: "Жасмин умер. Весь мир умер, пока я спал. Этот мир принадлежит кому-то другому, кого я не знаю. Быть может, Морре. Он не создан для того, чтобы в нем жили муми-тролли". ©

***

— Да, да, неумолимый рок, — быстро продолжала Филифьонка. — Его нельзя успокоить, нельзя понять, с ним нельзя обменяться мнениями и ни о чем нельзя спросить… Он скрывается во мраке за окном, далеко-далеко на дороге, далеко-далеко в открытом море, — и все растет и растет, и его не увидишь, пока не будет слишком поздно. Вы, Гафса, когда-либо знавали такое? Ну скажите, что с вами это ну хоть когда-нибудь случалось. ©

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Думаю, стоит поделиться своей теорией о "Мемуарах Муми-Папы".

В предисловии Папа написал, что местами заменил филифьонок на хемулих. Особенность хемулей - в наличии некой навязчивой идеи, за гранью которой им сложно мыслить. Особенность филифьонок - в проблемах одиночества, или даже точнее - того, чтобы найти того, кто тебя понимает и "отсеять" тех, кто не понимает, а притворяется.

Вот. А тётка Хемулихи ещё и успокаивалась от уборки, что свойственно филифьонкам. Может быть, она на самом деле была Филифьонкой, и всё её поведение было от одиночества. Но Муми-Папа решил, так сказать, не лезть ей в душу, и не делать рассказ об этом, и решил прикрыть это "навязчивой идеей", заменив её на Хемулиху. К тому же, отгрызание длинного носа Филифьонки представить проще, чем отгрызание длинного носа Хемулихи.

Ещё, быть может, Муми-Папа постыдился писать о том, как они к ней относились и не спасли от от клипдассов, когда дело было просто в одиночестве, и он списал её поведение просто на навязчивые идеи.

А её племянница, которая содержала приют - может, действительно была хемулихой. А может, и нет.

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В общем, ничего выдающегося, но интересны такой энтузиазм и задумка. Полной версии в сети, вроде, нет, но по трейлеру и отрывку уже всё понятно.

http://www.youtube.com/watch?v=bZ-9fmO2Clg

http://www.youtube.com/watch?v=oYo0KctTo2I

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу

×